Главная  / Статьи, Информация  / Перспективы инвестирования в развитие тепличных комбинатов

Перспективы инвестирования в развитие тепличных комбинатов

 

В последнее время овощеводству защищенного грунта уделяется всё больше внимания. Обеспечить население страны свежими овощами большую часть года можно только тепличными овощами. Но отрасль защищенного грунта в России всё ещё не способна удовлетворить внутренний спрос, так как находится в стадии развития. Более 80% тепличных овощей импортируются, а доля импортной продукции цветов на российском рынке составляет 90%. Основные поставщики овощной тепличной продукции – Турция, Китай, Иран, Испания, Узбекистан, а цветочной – Голландия, Эквадор, Колумбия. Качество и свежесть импортной продукции вызывают серьезную озабоченность из-за применения запрещенных в России химических средств защиты растений и биостимуляторов, а также большого расстояния до пункта сбыта.

Качество всей импортной продукции, ввозимой для продажи в России, невозможно проверить физически. Особенно вызывает сомнения китайская и турецкая овощная продукция, имеющая большую долю на нашем рынке. В крупных отечественных тепличных хозяйствах контролируется каждый этап производственного процесса. Поэтому покупатели могут потреблять безопасную овощную продукцию.

Уровень потребления продукции защищенного грунта в России совершенно недостаточен по сравнению, например, с США. Так, по данным Службы экономических исследований Министерства сельского хозяйства США в 2009 году потребление овощей гражданами США составило 192,7 кг на душу населения, в том числе потребление огурцов – 14,55 кг, томатов – 42,55 кг. Потребление свежих овощей в Европейском союзе по данным Европейской ассоциации производителей свежей продукции составило 142 кг на душу населения в 2009 году, в том числе потребление огурцов – 12 кг на душу населения, потребление томатов – 35 кг на душу населения. В 2010 году потребление овощей и бахчевых в России составило 101 кг на душу населения. При этом производство овощей защищенного грунта по хозяйствам всех категорий в РФ в 2010 года составило около 4 кг в год на душу населения. Чтобы выйти хотя бы на минимальные нормы, нужно удвоить объемы реализации и потребления. Важно делать это за счет увеличения внутреннего производства, а не путем дальнейшего наращивания импорта.

Чтобы обеспечить потребность населения в холодное время года в овощах отечественными тепличными хозяйствами необходимо ежегодное производство довести до 1 820 тыс. тонн продукции. В 2010 году было произведено 545 тысяч тонн овощей защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях. С учетом существующего уровня производства увеличение должно составить 1 275 тыс. тонн. Для обеспечения продукции в таких объемах дополнительно необходимо ввести в эксплуатацию не менее 2 400 га производственных площадей защищенного грунта (из расчета средней урожайности в 50 кг/м2 в год) к существующим 1 800 га.

Инвестирование в тепличный бизнес становится более привлекательным. Этому способствуют современные технологии и оборудование, которые позволяют получать высокий урожай и стабильную прибыль. По разным оценкам рентабельность современного тепличного бизнеса превышает 30%. Производитель овощей защищенного грунта может занять свою нишу почти в любом регионе страны. Россияне более склонны доверять отечественным овощам, но обширный неосвоенный отечественными производителями рынок защищенного овощеводства имеет низкую конкуренцию. Производители тепличной продукции могут воспользоваться поддержкой государства в виде использования льготной системы налогообложения и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предусматривает предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации производителям овощной продукции.

Несмотря на то, что инвестирование в тепличную отрасль набирает обороты, оно ещё непопулярно из-за высокой стоимости строительства тепличных комплексов. Столь большие первоначальные капитальные вложения требуют заимствование средств, значительного опыта инициатора проекта, специфических знаний в сфере тепличного производства.

Для импортозамещения овощной продукции защищенного грунта требуется решение важных вопросов.

1.              Доступное кредитование.

Необходимы действительно доступные долгосрочные кредиты с приемлемой процентной ставкой и субсидии на строительство и реконструкцию тепличного комбината.

Проблема доступности кредитов для тепличных хозяйств существует как общая проблема малого и среднего бизнеса.

В проекте государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусмотрены мероприятия по предоставлению субсидий на строительство и реконструкции теплиц и энергетических объектов, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

2.              Необходимы изменения в правила пользования электроэнергией и газом.

Выделяемые суточные лимиты на природный газ зачастую не соответствуют технологическому объему потребления. Тепличному хозяйству сложно выдерживать лимиты по потреблению, и, в результате, оно вынуждено платить штрафы за недобор или перебор. Комбинаты не имеют постоянные объемы излишек электроэнергии, поэтому воспользоваться правом продажи излишек на сторону тепличное предприятие не может.

Тепличные предприятия должны быть в перечне предприятий, не подлежащих отключению от источников энергообеспечения в особом порядке.

3.              Развитие страхования в секторе защищенного грунта.

В зарубежной практике страхование тепличных конструкций и урожая осуществляется как неотъемлемая часть производственного процесса. В России же осознание необходимости страхования в сфере тепличного бизнеса происходит медленно.

По государственной программе предоставляются субсидии на возмещение 50% страховой премии при страховании рисков утраты урожая в результате воздействия опасных для сельскохозяйственного производства природных явлений (засуха, заморозки, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, сход лавины, селевых потоков, половодье, переувлажнение почвы).

4.              Кооперация и лоббирование интересов тепличных хозяйств

Успеху в развитии отрасли способствует объединение тепличных комбинатов для лоббирования своих интересов. Такое объединение есть – ассоциация «Теплицы России». Однако необходимо консолидировать усилия тепличных хозяйств, сконцентрировать их, что поможет в создании действительно работающих мер по поддержке овощеводства защищенного грунта.

5.              Ограничение импорта овощной продукции и изменение системы контроля за импортируемой овощной продукцией

Российским тепличным хозяйствам трудно конкурировать с дешевыми китайскими и турецкими тепличными овощами. Контроль качества импортной овощной продукции на таможне скорее формальный. Требование сертифицирования предприятия по международным нормам снизило бы риски некачественной продукции, тем самым защищая российский рынок тепличных овощей от дешевой некачественной продукции.     

Государственная поддержка тепличному бизнесу необходима, но без мер, принятых самим руководством тепличным комбинатом успех не придет.

Итак, что же нужно современному тепличному хозяйству, чтобы иметь перспективы на рынке:

1.              Грамотный управленец.

Тепличные комбинаты, достигшие успеха, обязаны, в первую очередь, талантливым управленцам. Тепличная отрасль – специфичная, руководителю нужно иметь серьезные знания по многим направлениям: в овощеводстве, строительстве, инженерии, маркетинге, реализации продукции. Эффективный управленец заинтересован в квалифицированных кадрах и нацелен на постоянное развитие предприятия, а не на разовые получения с выручки.

2.              Кадровая политика и мотивация.

Кадровая политика и система мотивации должны быть нацелены на заинтересованности работников в сохранении своего рабочего места и в качественном выполнении своих обязанностей. К сожалению, не все руководители осознают, что высокая урожайность зависит не только от оборудования. Чтобы «вырастить» хорошую тепличницу требуется время, что прямым образом отражается на затратах и прибыльности предприятия. Поэтому квалифицированные опытные кадры очень ценны в отрасли защищенного грунта.  

3.              Обучение работников.

По своей технологической сложности тепличное производство относится больше к промышленному, нежели к сельскохозяйственному. Тепличный комбинат остается конкурентоспособным, если руководство предоставляет возможности для приобретения новых знаний и навыков работникам, занятым в производстве.

4.              Формирование положительного отношения к продукции.

Вложения в узнаваемость бренда тепличного комбината окупаются, так как потребитель более охотно приобретает продукцию местного, хорошо известного ему, тепличного комбината. При таком подходе облегчается сотрудничество с торговыми сетями. Яркий пример – фирменная стойка агрокомбината «Московский».

5.              Отслеживать нововведения.

Развитие отрасли защищенного грунта не стоит на месте. На рынке появляются новые сорта, средства защиты, материалы, меняются технологии. Сейчас большое внимание уделяется энергосбережению. Заинтересованность в новых технологиях может помочь снизить затраты на производство. 

Выводы:

Инвестирование в тепличную отрасль перспективно благодаря следующим преимуществам:

·                 Современные конструкции и технологии позволяют получать стабильный высокий урожай и, как следствие, регулярную прибыль.

·                 Государственная поддержка отрасли и налоговые льготы (ЕСХН).

·                 Существует спрос, но отсутствует достаточное предложение со стороны отечественных производителей.

·                 Высокая степень доверия россиян к отечественным овощам.

·                 Обширный рынок сбыта.

·                 Хорошие показатели окупаемости и рентабельности тепличного бизнеса.

Перспективы дальнейшего инвестирования в развитие тепличных комбинатов, безусловно, есть. Это подтверждают успешно работающие тепличные хозяйства. Формула успеха – поддержка государства и эффективное управление.

Вопрос инвестирования в тепличный бизнес – это еще и вопрос продовольственной безопасности. Это понимание нужно развивать в обществе, чтобы привлекать средства инвесторов в эту отрасль.  

Отдел Инвестиционного проектирования ЗАО «Агримодерн»